За пару сотен лет, прошедшие с написания строки "Умом Россию не понять" кардинальных изменений не случилось. Логика не помогает спрогнозировать ничего вообще, несравненный наш менталитет обязательно вносит непредсказуемую поправку.
Года полтора назад яснее ясного было, что R&B в России быть. Что жанр перспективен, доступен, популярен. Что R&B-вечеринки собирают платежеспособную публику в завидных количествах. Что напрашивалось? Напрашивалось появление доморощенных звезд R&B. Где они? Вы их видите?
О том, что самые успешные представители этого стиля, Банд'Эрос, руками и ногами упираются, дабы не быть втиснутыми в один сегмент с сериалом "Клуб" и песней "Под сиреневым кустом, танцевали всем двором" вы уже читали. Что икона R&B-клубов Тимати на альбоме "Black Star" преподнес себя как исполнителя хип-хоп, а об "аренби" ни словом не обмолвился, тоже было сказано. Что R&B прижился здесь не как жанр музыки, а лишь как некий образ жизни, тоже не секрет. Поколение R&B – те же готы. Музыки нет, популярность и поклонники есть. Соль не в музыке, достаточно внешнего вида. И все-таки, где артисты? Где R&B?
Главное и жанр благодатный. Возьмите сносно поющую танцовщицу стриптиза – вот вам и новая звезда R&B. Откровенные наряды, танцевальные ритмы, прямая дорога на большую эстраду. Появились такие? Да ни одной. Пустота ниши такова, что в R&B-исполнительницы записали даже Елку. Которая мало того, что "антисекс", но и музыку исполняет совсем другую. Отличный голос, да, но при чем тут R&B? Если уж пошла расклейка ярлыков, то лепите "готик-эмо-попс", он тут уместнее.
Кто-то поет на клубном уровне, но про них и в Москве-то знают завсегдатаи, не говоря уж о Замкадье. И переход на новый уровень вызывает сомнения. Вот Кнара, воздушное создание, всем хорошее, но только нет ни сильных текстов, ни настоящих хитов.
Эксплуатация темы R&B идет, сборники выпускают, а кто там из артистов? Лигалайз, Смоки Мо... Сливки R&B. Продюсирования нет – только эксплуатация, а в случае проектов вроде "Miss RnB" еще и с привкусом педофилии.
Под игривым лозунгом "Поет и не ломается" запущена в оборот певица "К.У.К.Л.А.". Необходимо отметить, что это проект Сергея Жукова (Руки Вверх), человека, здорово постигшего менталитет широких слушательских масс. Он уже делал "что-то вроде рэпа" с группой Фактор-2. Судя по дебютной композиции с участием Таира из Comedy Club, нас ожидает "нечто вроде R&B". Понароднее.
Пресловутая народность с этим вот "а ну дай гармошечку прихуярю" – штука сродни концертам Петросяна: все ругают, а зал битком. Самая народная R&B-певица у нас, видимо, Бьянка. Альбом так и называется – "Русское народное RnB". Я уважаю право артиста на самовыражение, но меня просто гложет вопрос – почему она на всех фотосессиях в бюстгальтере? Вот это стремление "показать все, что скрыто" абсолютно ей не идет, как и все эти стремные шортики, в которые она наряжается. Про творчество... а стоит ли о нем вообще?
Ее ударный хит "Были танцы" – штука строго провинциальная, колхозная, для публики ну совсем без претензий. Мне повезло вырости в рабочем районе на отшибе областного центра: спальные кварталы с четырех сторон обнесенные заводскими заборами. Так что знаю эту публику, могу говорить уверенно – это "для наших". Лубок, гармошка. Школьная дискотека... Пусть пацаны думают, что вот и их телки тоже приобщились к лучистому миру R&B. Который на поверку оказывается исключительно виртуальным. Клубы, стиль, образ жизни, сборники. В Москве - даже жанровое радио! А артистов нет.
Надо признать, семена, посаженные в отечественные черноземы, снова дали неожиданные всходы. Сажали экзотический фрукт – вырос картофель. Ботва развесистая, клубень аж красный. Загляденье.