http://www.dertydos.com/images/artists/onyx.jpg
В какой-то мере Onyx – группа-загадка. В середине 90-х они совершенно непостижимым образом обрели в России культовый статус, став чуть ли не синонимом слова рэп. Да, на тот момент уже все знали, что есть 2pac, Snoop, Dr. Dre, Ice Cube, но рэп Onyx-ов не затерялся на их фоне. И ведь не было никакого промоушна, не было сегодняшнего количества информации, не было интернета и канала MTV. А были: пиратские кассеты (передававшиеся из рук в руки), непонятного качества видео (вообще раритеты) и злая эмблема Onyx – топорная, но эффектная, украсившая горы черных маек и балахонов, заполонивших страну и ставших на какой-то период времени, чуть ли не униформой хип-хопа. Была концентрированная агрессия, сгусток злобы в каждом слове и взгляде. Это впечатляло и подкупало. Фантазия тут же рисовала их в студии, у микрофона, яростно плюющих словами (а могли бы и пулями). А надпись "Onyx" украсила подъезды и заборы мегаполисов на равных правах с культовыми брендами Prodigy, Nirvana и Depeche Mode.

Квартет обитателей Квинса сформировался в 1990 году. Fredro Starr, Sticky Fingaz, Big DS, и DJ Suave Sonny Caesar объединились, чтобы убийственными рифмами нокаутировать слушателей. Они начали с улиц и маленьких клубов и, благодаря взрывному стилю и сверхтемпераментной подаче, получили известность в своем районе. Пропаганда насилия? Ну уж нет, скорее чересчур натуралистичное изложение пережитого на улицах Квинса.

О четверке из South Suicide (таким милым названием окрестили их район) узнал Jam Master Jay из Run DMC, уже в те времена считавшийся одной из легенд хип-хопа. Ему в руки попал сингл Onyx. Это была одна из первых студийных записей, но она давала представление о богатом потенциале этих парней. Впечатленный Jam Master Jay стал настоящим крестным отцом команды, выбив для Onyx контракт с влиятельным лейблом Def Jam. В 1993 году был издан дебютный альбом Onyx "Bacdafucup" и белая Америка схватилась за головы. Над страной прозвучало угрожающее предупреждение: "Move back mothafucuz, Onyx iz here". Такого она еще не слышала.

Просто, безыскусно, но очень достоверно Onyx рассказывали, что плевать они хотели на все законы и порядки, пока в мире есть столько богатых белых расистов, а черное население живет в гетто, где грязь, нищета, преступность и наркомания. А законы для себя они установят сами. Надо заметить, что слова у этих парней не расходились с делом: что такое криминал, закон и тюрьма они знали на своей шкуре.

Успех был массовый. Песни Onyx запретили транслировать по радио, но в магазинах их диски уходили коробками. На концерте Onyx погиб зритель, и об этом все трубили газеты. Боссы Def Jam потирали руки. Миллионную планку продажи преодолели за месяц – просто фантастика. Лучшим номером на пластинке был угарный хит "Slam" – такие пишут раз в жизни. Эта песня получила и еще одну версию, более тяжелую. Для этого Onyx сконнектились с уважаемыми нью-йоркскими хардкорщиками "Biohazard", и этот дуэт также имел большой успех. Парни вряд ли ожидали такого груза славы, что свалился на них в один миг. Концерты, гастрольные туры по Америке, первые выступления в Европе, где сами Onyx были шокированы размерами беснующейся толпы перед сценой.

В 1995 году выходит второй альбом Onyx "All We Got Iz Us" выдержанный абсолютно в том же ключе. Злобные тексты и истеричный вокал по-прежнему остаются визитной карточкой группы. В последующем эту фишку освоят многие – да тот же DMX. Но тогда, в 95-ом, где был DMX, и где были Onyx? "All We Got Iz Us" не повторил успеха своего предшественника, став "всего лишь" золотым. Это заставило озаботиться менеджмент группы. Причиной слабых продаж они посчитали отсутствие клипов Onyx в ротации музыкальных каналов. И постарались примирить бескомпромиссное трио (к тому времени Big DS уже покинул команду, сейчас его нет в живых – он скончался от рака) с телевизионным форматом.

Случилось это на третьем альбоме "Shut 'Em Down". К этому моменту былая слава Onyx изрядно потускнела. Освежить ее решили парой клипов. В "Shut 'Em Down" засветился молодой талант DMX (он только что выпустил свой дебютный диск), органично вписавшийся в стилистику группы. Второй клип "React" оказался суперпровокационным. В течение четырех минут черные хоккеисты Onyx предельно жестко обходятся со своими бледнолицыми соперниками. Это было наглое вторжение на исконную территорию белой расы, ведь в США хоккей был только их любимой игрушкой. И все же это не помогло Onyx вернуться на вершину. Руководство лейбла посчитало дальнейшее сотрудничество с группой невыгодным. И контракт продлевать не стало. Тем самым, переведя Onyx из разряда активно функционирующих групп в число живых легенд.

В дальнейшем карьера участников Onyx была укрыта от пристального взора прессы. Верные поклонники покупали их новые релизы, равно как и сольные работы Fredro Starr и Stiсky Fingaz. Оба они начали кинокарьеру – достойны упоминания фильм Спайка Ли "Clockers" и знакомый поклонникам баскетбола и хип-хопа "Sunset Park". Для поклонников Onyx в нашей стране их история будет неполной без еще одного события. В декабре 2003 Onyx совершили визит в Москву на фестиваль "Наши Люди". Живые легенды делали то, чего от них ждали: словно сбросив десять лет, они с неподражаемой энергией и все тем же молодым задором исполняли старые проверенные хиты. Собравшейся толпе этого было более чем достаточно, чтобы на время их выступления сойти с ума.