Для сверстников 96-98-х годов музыка была одна на всех, это такое течение, по которому плыли все наши головы-губки, они впитывали все, что попадалось по пути. Естественно, была и ритмичная музыка.
"У меня не возникало желания углубляться в какой-либо стиль, меня привлекала некая звучность музыки. Идея написать стишок и записать песню в стиле рэп возникла спонтанно и воплощалась очень кропотливо и уверенно криво", - так десять лет назад начинался Ассаи.
Тогда он был Грязным, а первая его группа называлась Переходный Возраст, где были еще и Крипл со Стручом. Хип-хоп Петербурга был в то время другим, множество фестивалей, мелких районных вечеринок - настоящее движение, во многом, очень позитивное. Было, конечно, и множество ерундовых представителей Балтийского Клана, но общий настрой был положительный. "Люди в огромных штанах из галантереи показывали всем подобным два пальца вверх и говорили неизменное "ёу!". Не мешало этому ритуалу даже то, что вы не знакомы".
Спустя год, с приходом в группу Альфа, ныне Маста Басса из Fuctory, Переходный Возраст становится Umbriaco. Локальная известность, уважение на хип-хоп форумах, первые заметные песни. Но с тем, как каждый из них стал находить себя, держаться вместе им было уже ни к чему.
Период после ухода из Umbriaco вспоминается Ассаи, как один из самых сложных на своем пути. Было ощущение, что он может сказать свое слово, но никакого представления о том, каким оно может быть. Неудачные союзы с творчески неблизкими ему людьми в попытках определиться, чувство дикой незащищенности, которое Петербург всегда готов развить, ложь самому себе – все это, по его словам, было с ним в начале нынешнего века. В какой-то момент из всего этого сора получилась песня "Антон", квинтэссенция будущего стиля. Благодаря ней он знакомится с группой Krec.
От некогда большой, "живой" группы Krec, куда входили нынешние участники Невского Бита, на тот момент остались только Fuze и Марат, два друга и единомышленника. Контакт с ними был найден сразу, музыка Марата была именно той, что требовали стихи Ассаи. Буквально за полгода было записано двадцать песен, среди которых "Нет Волшебства", "Осень", "Собака", "Море", "Манекен", "Ольга", "Больничный Сон", "Пятое Солнце", "Играем в кольца", "Старый театр". Именно то, что через год, когда альбом "Нет волшебства" после всех трудностей был выпущен, буквально взорвало отечественный хип-хоп. Krec и Смоки Мо заново нанесли Санкт-Петербург на карту российского рэпа, но если Смоки стал кумиром хип-хоп коммьюнити, то Ассаи, Fuze и Марат пошли гораздо дальше, завоевав популярность не только у жанрового слушателя, но и у тех, кто просто мог и хотел слушать музыку и стихи. "Нет волшебства" важен еще и тем, что в тот период был острый голод на новые сильные имена. В течение нескольких лет на отечественной рэп-сцене не появлялось никого, кто мог бы встряхнуть болотце и впечатлить почти всех. Krec были именно такими.
Творческий запал Ассаи, подкрепленный успехом, оказался настолько силен, что в самые короткие сроки, еще до выхода "Нет волшебства", был записан сольный альбом "Другие берега". Парфюмер Гренуй в книге Зюскинда пытался выварить эссенции железа, дерева, но у него не получалось - в "Других берегах" прозрачные и соленые как слезы стихи Ассаи представляли собой концентрат доброй грусти. Концентрат, который все последующие годы пытались воссоздать десятки эмси по всей стране, но получали лишь жидкий бульон.
"Я помню состояние, после того как он вышел, когда он был для меня неким флагом, - говорит Ассаи. - Я не слушал эти песни, я просто понимал, что я сказал то, что всегда хотел. Я рассказал, что было, и предсказал что будет. В нем смерть отца и ожидание рождения ребенка, любимая девушка, небо, солнце и вода".
А слушатели находили в этих песнях гораздо большее, в первую очередь, себя. В "Других берегах" есть атмосфера, цельность, единство – то, что есть буквально в пяти-семи альбомах русского рэпа.
Следующий альбом Krec, "По реке" ознаменовал рост Фьюза как сочинителя и исполнителя – Ассаи поучаствовал в двух третях альбома, и легкое настроение пластинки не отражало его взглядов на творчество в тот период.
"Если можно шутить то я скажу, что альбом "По Реке" вышел из-под контроля, - вспоминает Ассаи. - Это некое отражение альбома "Нет Волшебства", только с инициативой Фьюза. Для сравнения, я предложил лишь пять песен в противовес одиннадцати на первом".
Для альбома было снято два видео: "Куда уходят корабли" в Краснодаре и "Нежность", для саундтрека к фильму "Питер FM". Альбом был выгодно продан однодневному лейблу, но в бочке меда нашлась изрядная ложка дегтя – новые владельцы релиза изменили обложку, которая стала выглядеть как дрянная реклама "Питер FM".
Еще дальше оказался от него сольник Fuze "Меломан". Семья, ребенок – Ассаи был вынужден заняться посторонними вещами, несовместимыми с творчеством.
"У меня родился ребенок, и я не мог ждать гастролей по два месяца, - рассказывает герой этого материала. - Можно сказать, что я устроился на свою первую работу по семейным обстоятельствам, на которой в общей сложности проработал около двух лет. Работая там, где работал я - не понять той легкости "Меломана" как бы сильно не хотелось".
Неслучайно на "Меломане" нет ни единого появления Ассаи. Но разрыва с группой, о чем стали задумываться поклонники, не было и нет – гастроли Krec продолжаются, новый сольник "Фаталист" записан на музыку Марата.
После вынужденного застоя Ассаи возвращается к активной творческой жизни. "Фаталист" это некое возвращение, не очень осознанное, но уверенно желанное", - говорит о нем автор. К нему уже сняты два видео – в Санкт-Петербурге на песню "Голос" и в Варшаве на "Безразличие". Из старых и новых сольных песен сделана живая программа с инструментальным сопровождением группы Marsel, которая вскоре будет представлена в Минске, Санкт-Петербурге и Москве. Релиз "Фаталиста" намечен на осень этого года, и если вашим глазам по пути, то такое обилие событий не может не радовать.
Дискография:
Umbriaco - Дай мне повод / Rap Recordz / 2003
Krec - Нет Волшебства / Mediatone / 2004
Ассаи - Другие Берега / Mediatone / 2005
Krec - По Реке / Studio 149 / 2006